Написать письмо На главную Карта сайта
Справочно-информационная служба: +7 (4152) 219-200   Телефон доверия: +7 (4152) 417-479
Поиск


 
 
 
 
 

МЕДИАЦИЯ


Людям трудно самим умириться между собой, но как только
станет между ними третий, он их вдруг примирит.
В природе человека, и особенно русского, есть чудное свойство:
как только заметит он, что другой сколько-нибудь к нему
наклоняется или показывает снисхождение, он сам уже готов
чуть не просить прощенья. Уступить никто не хочет первым, 
но как только один решился на великодушное дело,
другой уже рвется, как бы перещеголять его великодушьем.
Вот почему у нас скорее, чем где-либо, могут быть прекращены 
самые застарелые ссоры и тяжбы, если только станет среди
тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и 
притом еще знаток человеческого сердца.

Н.В. Гоголь

 

 1. Понятие медиации

Понятие медиация происходит от латинского mediare – ''посредничать''.
Медиация – это процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.
Порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации).
Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Цель медиации – найти решение, которое удовлетворит обе стороны.
В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделён полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях – помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.
Медиатор не исследует доказательства и не даёт оценку правомерности требований сторон, его главная задача – обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

2. Принципы медиации:

– добровольность;
– равноправие сторон;
– нейтральность, беспристрастность медиатора;
– конфиденциальность.
Добровольность: в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.
Равноправие сторон: ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т. д.
Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.
Конфиденциальность: всё, о чём говорится или обсуждается в процессе медиации, остаётся внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело всё-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

3. Область применения:

Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:
– споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);
– споры из трудовых правоотношений;
– споры из семейных правоотношений;
– споры из иных правоотношений (если это прямо предусмотрено в федеральных законах).
В Законе о медиации закреплено, что к процедуре нельзя прибегнуть в случае:
– коллективного трудового спора;
– спора, возникшего из вышеперечисленных отношений, если он затрагивает или может затронуть права третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, либо публичные интересы.
Если спор уже рассматривает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, это не ограничивает право сторон воспользоваться медиацией.
В соответствии с рядом процессуальных норм одной из задач судьи является содействие примирению сторон. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору и последствия совершения таких действий (статья 135 АПК РФ).

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ

Медиация является очень старым инструментом международного права. Если заглянуть вглубь истории, то её можно встретить там, где без принятия различий дальнейшее движение вперёд было невозможно или обязательного к исполнению решения можно было скорее добиться переговорами, нежели через нормы или иерархический порядок. Так, например, конец Тридцатилетней войне был положен благодаря медиации.
Тем не менее медиация в сегодняшнем виде появилась только во второй половине двадцатого столетия. Сначала она обосновалась в США, Англии и Австралии и позже появилась в Европе – Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.
Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной, незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведёт процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и поняты всеми. При этом медиатор поддерживает вовлечённые в спор стороны в выработке самостоятельного решения – выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны. Медиация является типичной формой консенсуса.
Сегодня медиация находит применение и развивается повсюду, получив распространение во всём цивилизованном мире как система, основанная на консенсусе и сотрудничестве.
Медиация, в том виде, как она применяется сейчас, является продуманным, отточенным методом и структурированным процессом. В то же время она остается междисциплинарной областью, где объединяются юриспруденция, психология, социология, конфликтология и другие науки.
Востребованность медиации в современном цивилизованном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей упразднению иерархии и росту взаимосвязей. Это отражается на всех уровнях общественного устройства – в семье, в мире экономики и труда, в государственной управленческой практике. Процессы, происходящие в современном мире, порой требуют новых неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов.
В настоящее время в западных странах медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо её законодательное регулирование. Так, в США недавно издан Единый закон о медиации Uniform Mediation Act, объединивший более 2 500 существовавших до этого в США законов, регулировавших посредническую деятельность в различных Штатах и сферах её применения. ООН опубликовала для хозяйственного права Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах Model Law on International Commercial Conciliation Unicitral.
В 2003 году в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. Европейская комиссия в 2004 году поддержала Кодекс поведения для медиаторов, разработанный для того, чтобы медиация получила больше доверия в отдельных европейских странах.
В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись. Это связано с тем, что не менее половины судей избирались из представителей купечества не ниже 1-й или 2-й гильдии. А сам процесс в коммерческом суде проходил в форме примирительного разбирательства, и применялись в основном нормы обычного права. В отчётах коммерческих судов Российской империи середины XIX века употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора.
После 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям, и первые попытки восстановления начались лишь в 1990-е годы, но на протяжении 20 лет они не имели правовой основы.
Впервые об институте медиации в России на государственном уровне было заявлено на Первой Международной конференции «Медиация». Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества» в 2005 году, которая была проведена Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе совместно с Межрегиональным центром управленческого и политического консультирования (ООО «МЦУПК»).
Деловые круги, юристы, учёные и общественные деятели активно поддерживали идею законодательного закрепления альтернативных методов рассмотрения правовых конфликтов. Сегодня медиация оказалась в центре внимания предпринимателей и делового сообщества России. Так, при Российском союзе промышленников и предпринимателей была создана Объединённая служба медиации, при Торгово-промышленной палате РФ – Коллегия посредников, при Комиссии по совершенствованию правосудия Ассоциации юристов России создана Подкомиссия по альтернативным методам разрешения споров и медиации.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Телефон доверия
Судебные акты АС Камчатского края
Госпошлина
Перерывы в судебных заседаниях
Ознакомление с делами
Внепроцессуальные обращения
Видеоконференц-связь
statistics

Рассмотрено дел с начала года:
 001 577
20.10.2017 02:48
Рейтинг@Mail.ru