Кто обязан организовывать и содержать площадки накопления твердых коммунальных отходов?

Кто обязан организовывать и содержать

 площадки накопления твердых коммунальных отходов?

Арбитражный суд Камчатского края регулярно рассматривает споры, возникающие между управляющими компаниями и контролирующими органами, в частности Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, по вопросам организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся при содержании многоквартирных домов (МКД). Стороны спорят о том, кто обязан организовывать и содержать в чистоте контейнерные площадки по сбору мусора: управляющие организации, региональный оператор или органы местного самоуправления.

Так, в 2019 году арбитражный суд рассмотрел спор между ООО УК «Южный район» и Контрольным управлением администрации ПКГО. По мнению административного органа, управляющая компания не выполнила требования по организации и обеспечению содержания площадок накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок по 13-ти многоквартирным домам, находящимся под ее управлением.

Суд установил, что работы по содержанию указанных площадок включают в себя их обслуживание (покраску, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе уборку мусора на контейнерной площадке или рядом с ней и подметание мусора вокруг контейнеров. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки отходов (подбор оброненного, просыпавшегося при погрузке мусора), – эта обязанность возложена на регионального оператора.

Таким образом, суд пришёл к выводу, что обязанность по созданию и содержанию мест накопления отходов лежит на жильцах многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление домом.

В соответствии с Правилами благоустройства территории ПКГО, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, занимаются содержанием мест накопления твердых коммунальных отходов, включая контейнерные площадки.

Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность организовать площадки накопления мусора.

К аналогичному выводу пришел арбитражный суд и при рассмотрении спора между Контрольным управлением администрации ПКГО и ООО УК ««Вектор».

В ходе проверки деятельности данной управляющей компании установлено отсутствие площадки накопления ТКО для жителей многоквартирного дома № 57 по проспекту Циолковского. По результатам проверки обществу выдано предписание на устранение нарушений законодательства, однако, не согласившись с ним, УК обратилась в арбитражный суд.

При рассмотрении спора арбитражный суд указал, что организация и содержание контейнерных площадок входит в состав работ по содержанию общедомового имущества. В связи с этим суд отказал в удовлетворении требования ООО УК «Вектор» о признании недействительным предписания контролирующего органа.

Дом № 4 по ул. Виталия Кручины в Петропавловске-Камчатском также не был оборудован площадкой по сбору мусора.

Решением арбитражного суда по делу № А24-7093/2019 управляющей организации (ООО «Управляющая компания «41 регион») отказано в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным предписания Контрольного управления администрации ПКГО, возложившего на управляющую компанию обязанность по организации места сбора ТКО для этого дома.

При рассмотрении дела № А24-8908/2019 по иску регионального оператора о взыскании с ООО «Управляющая компания «41 регион» долга и неустойки, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений домов или лицах, осуществляющих управление домом.

Вместе с тем суд округа указал, что обязанность по созданию и содержанию площадок накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа сложившейся судебной практики и норм жилищного законодательства, управляющие компании должны организовать и следить за содержанием мест накопления ТКО для жителей многоквартирных домов.

Несмотря на вступившие в законную силу решения суда, некоторые из управляющих организаций так и не исполняют предписания контролирующих органов, что порождает новую волну судебных споров.

Пресс-служба

Арбитражного суда

Камчатского края

тел. 219-286

 

* С судебными актами по делам №А24-8483/2019, №А24-2285/2020, № А24-7093/2019,  № 24-8908/2019 можно ознакомиться с помощью Картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.