Основные сервисы электронного правосудия

В настоящее время пользователям доступны следующие системы (он-лайн сервисы) электронного правосудия:

- «Картотека арбитражных дел»;
- «Банк решений арбитражных судов»;
- «Календарь судебных заседаний»;
- «Перерывы в заседаниях»;
- «Мобильная картотека арбитражных дел»;
- «Мой арбитр»;
- «Электронный страж»
- «Подача жалоб на действия судей и работников аппарата суда».

 

Информация в сервисе «Картотека арбитражных дел» может быть представлена либо в виде списка дел, отобранного в соответствии с заданными параметрами, либо непосредственно в виде карточки судебного дела, имеющего уникальный номер, присвоенный в арбитражном суде первой инстанции.

Поисковая карточка позволяет пользователю найти судебное дело, не зная его номер, либо ознакомиться с группой дел со схожими параметрами (наименованием и иной информацией об участниках дела, фамилией судьи, наименованием суда, номером дела, датой регистрации дела в системе). Для поиска достаточно указать хотя бы один из параметров, в дальнейшем лишь уточнить свой запрос.

В карточке судебного дела содержится информация о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показан текущий статус дела и его рассмотрение в вышестоящих судебных инстанциях. Все события в карточке дела расположены в хронологической последовательности; непосредственно из карточки возможны просмотр и печать судебных актов, принятых по делу.

Если пользователь системы обнаружил в карточке дела неверно указанную инфор­мацию или отсутствие какой-либо информации, он может сообщить об этом, ис­пользуя сервис «Сообщить об ошибке».

Также предусмотрен особый формат карточки для отображения информации по делам о банкротстве. В ней доступны две дополнительные функции:

- группирование информации и документов по кредиторам;

- отображение текущей процедуры банкротства.

Для удобства пользователей информация о деле доступна для просмотра в виде календаря дела. В календаре представлена информация как в виде прошедших, так и назначенных по конкретному делу событий. Календарь можно выгрузить и импортировать в календарь Microsoft Outlook, что позволяет пользователям системы изучать дела в офлайн-режиме. Кроме этого, в карточке дела имеется опция, позволяющая скачать все документы по делу одним файлом.

Сервис имеет ряд других полезных функций: например, он выявляет в текстах судебных решений слова и выражения, содержащие персональные данные. О каждом случае выявления персональных данных сервис информирует судью, принявшего судебное решение.

 

Сервис «Банк решений арбитражных судов» представляет собой базу данных судебных решений и является единым централизованным ресурсом арбитражной судебной системы Российской Федерации, в котором размещены данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов.

Работа с сервисом осуществляется с помощью функционала поиска интересующих судебных решений. Поиск может осуществляться по одному или нескольким из указанных критериев:

- по тексту документов;
- по виду спора;
- по категории спора;
- по наименованию участника дела;
- по названию суда;
- по номеру дела;
- по дате документа.

Интеллектуальная система текстового поиска позволяет находить документы, содержащие как отдельные фразы, так и упоминания конкретных статей нормативных актов. Использование нескольких критериев поиска позволяет наиболее точно выполнять запросы пользователей.

Процесс публикации документов полностью автоматизирован, и все судебные акты (за исключением дел, связанных с государственной тайной) публикуются на портале в течение суток с момента их принятия.

 

Сервис «Календарь судебных заседаний» представляет пользователям информацию о времени и месте судебных заседаний по интересующим судебным делам.

В сервисе реализован функционал поиска судебных заседаний по следующим критериям:

- по дате заседания;
- по наименованию участника дела;
- по фамилии судьи;
- по названию суда;
- по номеру дела.

В отношении каждого дела пользователю предоставляется информация обо всех прошедших и предстоящих заседаниях. Также возможно отображение информации обо всех судебных заседаниях за календарный месяц.

Информация из «Календаря» успешно синхронизируется с такими персональными менеджерами пользователей как Microsoft Outlook, iCal, Google Calendar.

 

Сервис «Перерывы в заседаниях» позволяет пользователям получать информацию обо всех случаях объявления перерывов в судебных заседаниях в интересующем суде.

 

Специальный инструмент «Мобильная картотека арбитражных дел» позволяет получить доступ к информационной системе «Картотека арбитражных дел» с помощью мультимедийных смартфонов, планшетных персональных компьютеров, мобильных устройств с различными операционными системами.

Мобильная версия информационной системы «Картотека арбитражных дел» успешно используется с 2010 года. Мобильное приложение для Apple iOS,  Android, Windows Phone можно скачать на сайте http://kad.arbitr.ru/.

После установки приложения на своем мобильном устройстве пользователь может ознакомиться с подробной информацией по любому арбитражному делу, добавить в «Избранное» все дело или судебный акт для работы в офлайн-режиме, подписаться на уведомления об обновленных делах с полной интеграцией с системой «Электронный страж» и возможностью отправлять ссылки на дело или документ по электронной почте, а также сохранять документы на устройстве.

После прохождения регистрации можно начинать работу в системе. На главном экране появляется количество доступных для просмотра дел и карточка поиска для ввода известных параметров. В картотеке автоматически сохраняются несколько последних карточек поиска, чтобы пользователь мог в любой момент к ним вернуться.

Для поиска необходимо задать один из 4 известных параметров:
- участника дела (при этом возможно указать до 3 участников и уточнить их тип: истец, ответчик или третье лицо);
- судью (для удобства пользования в картотеке содержится полный справочник судей, поэтому достаточно ввести только часть фамилии и выбрать из автоподсказки);
- название суда;
- номер интересующего дела.
В результате поиска появляется список всех дел, отсортированных по дате последнего изменения. Кроме того, имеется возможность отфильтровать список по категории спора:
- административные;
- гражданские;
- дела о несостоятельности (банкротстве).
Чтобы перейти к конкретному делу, необходимо кликнуть по строчке из таблицы. В карточке дела будет доступна следующая информация:
- номер дела в первой инстанции;
- категория и вид спора;
- полная хронология рассмотрения во всех инстанциях;
- судебные акты в формате PDF для просмотра на экране.

Осуществить загрузку и более подробно ознакомиться с функциями мобильной картотеки можно перейдя по адресу: www.arbitr.ru/e-justice2/ikad.

 

В целях реализации требований Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в январе 2011 года Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации разработан сервис подачи документов в арбитражные суды в электронном виде «Мой арбитр».

Сервис имеет интуитивно понятный интерфейс, удобен в использовании и предоставляет участникам арбитражного процесса возможность подачи в арбитражные суды исковых заявлений (заявлений), апелляционных, кассационных, надзорных жалоб, ходатайств и других процессуальных документов посредством сети Интернет.

Для подачи документов в суд в электронном виде необходим минимальный комплект оборудования, состоящий из компьютера, подключенного к сети Интер­нет, и сканера документов.

Кроме того, необходимо быть зарегистрированным на портале государственных услуг, то есть создать учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Далее необходимо:

1. Войти в систему по адресу http://kad.arbitr.ru.

2. В «Картотеке арбитражных дел» в правом верхнем углу нажать «Войти». Система предложит войти в «Картотеку арбитражных дел» через портал Госуслуг. Ввести данные учетной записи (логин и пароль), полученные при регистрации в ЕСИА. В правом верхнем углу появится фамилия и инициалы пользователя.

3. Ввести номер дела в специальное диалоговое окно в левой части экрана и войти в карточку дела.

При правильном выполнении указанных шагов в карточке дела над информацией о лицах, участвующих в деле, появится клавиша «подать документы в суд». При нажатии на клавишу открывается соответствующая форма обращения.

Подробнее с условиями подачи документов в электронном виде, требованиями к электронным образам документов и электронным документам можно ознакомиться в Порядке подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденном приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 252.

Сервис позволяет подавать как инициирующие судебное дело документы, так и документы, необходимые в ходе рассмотрения дела. 

Процесс подачи документов с помощью указанного сервиса автоматизирован. Например, исходя из информации об адресах сторон спора, сервис самостоятельно определяет суд, в который должен быть подан иск в соответствии с правилами территориальной подсудности. При подаче искового заявления к нему автоматически прикладывается электронная выписка из ЕГРЮЛ в отношении участников судебного дела.

О получении документов судом и их принятии (отклонении) пользователю по электронной почте направляется соответствующее уведомление.

Использование сервиса «Мой арбитр» существенно упростило участникам арбитражного процесса подачу заявлений, жалоб и прилагаемых к ним документов и в значительной мере сократило временные затраты на доставку документов в арбитражный суд.

 

Сервис автоматического отслеживания информации о движении судебных дел и доведения этой информации до пользователей называется «Электронный страж».

Сервис предоставляет возможность в автоматическом режиме получать информацию обо всех событиях по судебному делу. Подписка возможна как с помощью ввода номера конкретного дела, так и путем ввода наименования участника дела. Во втором случае система сама будет следить за появлением дел, в которых имеется участник с таким наименованием.

Информация о движении судебных дел направляется пользователям посредством рассылки по электронной почте. Также указанная информация доступна пользователю на интернет-странице сервиса. Информация обновляется каждые 15-30 минут. Сервис дает пользователям возможность оставлять комментарии и заметки к делам, на которые они подписаны.

Отслеживать регистрацию дел по конкретным участникам просто: для этого в системе «Электронный страж» необходимо указать наименование участника спора. Сведения о зарегистрированных исковых заявлениях, согласно которым указанная сторона является лицом, участвующим в деле, будут поступать по адресу электронной почты, указанному при регистрации в системе «Картотека арбитражных дел».

 

Интерактивный веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов судов» разработан в целях повышения доступ­ности правосудия и предназначен для увеличения скорости обработки жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов за счет использования современных телекоммуникационных технологий.

Отправка жалобы в арбитражный суд в электронном виде с использованием дан­ного сервиса не требует направления оригинала жалобы нарочным или почтой. Данный сервис разработан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Перед отправкой документов в суд необходимо заполнить все поля, указанные в карточке жалобы, и загрузить отсканированную копию жалобы. Каждой от­правленной жалобе присваивается уникальный номер. Податель жалобы имеет возможность отслеживать ее движение в суде. Результат рассмотрения жалобы и текст ответа доступны пользователю веб-сервиса через «Личный кабинет».