Арбитражный суд не нашел правовых оснований для возложения на ПАО «Камчатскэнерго» ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесным насаждениям Минобороны России

Арбитражный суд не нашел правовых оснований для возложения

на ПАО «Камчатскэнерго» ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесным насаждениям Минобороны России

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец, Управление лесного хозяйства Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ответчик, ПАО «Камчатскэнерго») ущерба, причиненного лесным насаждениям Министерства обороны в результате незаконной рубки лесных насаждений, в сумме 24 024 430, 70 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ПАО «Камчатскэнерго» в лице своего филиала – «Центральные электрические сети» произвело незаконную рубку лесных насаждений Минобороны России с целью расширения проектных действующих просек с 15 до 45 метров, не получив на это соответствующего разрешения Минобороны России в лице Дальневосточного территориального управления имущественных отношений.  При этом рубка насаждений произведена подрядной организацией – ООО Петрострой+» в рамках договора, заключенного с ПАО «Камчатскэнерго».

Ответчик иск не признал, указав, что его действия являются законными, обоснованными и направленными на обеспечение безопасного функционирования воздушных линий электропередач.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Петрострой+» и Дальневосточное управление Ростехнадзора поддержали правовую позицию ПАО «Камчатскэнерго».

В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что ответчик в силу возложенных на него функций и полномочий является субъектом электроэнергетики, в том числе территориальной сетевой организацией.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об электроэнергетике» установлена обязанность субъекта электроэнергетики соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Согласно пункту 5.7.8 Правил, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, при эксплуатации воздушных линий электропередач должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их исполнение.

В соответствии с пунктами 21. 23 Правил охраны электрических сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляется прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях, а также содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, вышеуказанные нормативные правовые акты возлагают на ПАО «Камчатскэнерго», как владельца объекта ТЭК, обязанность по обеспечению безопасного функционирования, в том числе, воздушных линий электропередач.

В свою очередь, доказательства принадлежности лесных насаждений в охранной зоне ВЛЭП-110 Кв Российской Федерации в лице Минобороны России, в том числе акт передачи (приемки) лесов, предусмотренный совместным приказом  Минприроды России и Минобороны России от 15.12.2000 № 555/592, расположенных на землях обороны в Камчатском крае, Управлением лесного хозяйства Минобороны России в суд не представлены.

Более того, как установлено судом, ответчик производил соответствующие работы по расширению просек и очистке охранных зон ЛЭП от древесно-кустарниковой растительности после письменного уведомления соответствующих органов военного управления, что подтверждается его неоднократными обращениями за период с апреля по ноябрь 2017 года, однако данные обращения оставлены вышеназванными органами без ответа.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что истец не доказал совокупность элементов, наличие которых необходимо для привлечения ответчика к имущественной ответственности в виде возмещение вреда, причиненного лесным насаждениям, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Выводы арбитражного суда первой инстанции поддержаны Пятым арбитражным апелляционным судом, постановлением которого от 01.08.2018 решение суда оставлено без изменения.

 

 

Пресс-служба

Арбитражного суда

Камчатского края

тел. 219-286

 

 

* С судебными актами по делу № А24-1012/2018 можно ознакомиться с помощью Картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru